Печать

Вспоминаю с болью в сердце

 

Как больно вспоминать безвременно ушедшего из жизни друга. Невосполнимая утрата навевает печаль и тоску, уводя в далекую юность, поднимая из глубин памяти то светлое и прекрасное, чем жили и с чем связаны не один десяток лет, которых уже не вернуть, а чувство горечи охватывает оттого, что рядом нет того, с кем они были связаны. Для меня этим человеком был дорогой моему сердцу Исмаил. Знакомство наше состоялось по возвращении балкарского народа из ссылки.

Возрожденческие тенденции и надежды, вера в будущее и безудержный оптимизм не обошли и нас с Исмаилом. Быть может, именно это и сблизило нас, указав жизненный путь: Исмаилу - историю и археологию, а мне - театральное искусство и культуру. Наше общение носило взаимополезный характер, обогащая нас, локализуя наши интересы на вопросах балкарской истории и культуре, так несправедливо искаженной, во многом умалчиваемой, требующей исправления и развития в правильном направлении. Не могу не вспомнить добрым словом имени Тимура Борисовича Шаханова, уверен, что Исмаил был бы со мной согласен, поскольку этот выдающийся человек оказал на нас огромное влияние и открыл нам глаза в вопросах истории, искусства и литературы. Та щедрость, с которой он делился с нами своими знаниями и опытом, оставила в душе неизгладимый след и чувство огромной благодарности. Нет сомнения в том, что достигнутое нами имеет к нему существенное отношение. Пусть Земля будет ему пухом!

В Исмаиле меня поражали пытливость ума и незаурядные способности, в которых уже тогда прослеживались черты будущего ученого. Широта интересов и смелость, с которыми он высказывал свои убеждения и понимание в вопросах истории, литературы и искусства, подкупали, все более сближая нас. Именно потому первый обзор на страницах газеты театральной эстетики эпического театра Бертольда Брехта был сделан Исмаилом.

Великолепная статья-рецензия на спектакль «Что тот солдат, что этот», поставленный мной по одноименной пьесе Брехта на сцене театра им. А. Шогенцукова, обнаруживала знание предмета и задач, стоящих перед театром того времени. Рецензия была написана на уровне, которому мог позавидовать театровед высокого ранга.

Должен без преувеличения сказать, что мнение Исмаила для меня всегда было авторитетным, подкупая строгостью и искренностью.

Время нашей учебы в Москве, его - в аспирантуре, а мое на режиссерском факультете ГИТИСа, я отношу к одному из счастливейших периодов моей жизни: спектакли лучших театров Москвы и гастроли английского, французского, немецкого театров, театра «Кабуки» из Японии и итальянского; Третьяковка и Пушкинский музеи изобразительного искусства; Концертный зал им. П. И. Чайковского - все это давало огромную пищу для наших дискуссий и споров.

К сожалению, его путь в науке был достаточно тернистым, но я уверен, что вклад, сделанный им, обязывает нас воздать должное. Помнить и чтить его светлую память, ибо его преданность своему народу и науке являют собой образец выдающегося ученого, человека мужественного и честного, равно как и доброго, отзывчивого друга.

Борис Кулиев,
народный артист КБР

Контакты

...

Наши друзья

assia big

kuliev

mechiev

elbrusoid

otarov

balkteatr big

 

temukuev