Печать

Историография работ - Девятая страница



Раннесредневековые источники, описывая монгольское нашествие 1222 г. на Центральный Кавказ и походы Тимура в 1395-1396 гг., при перечислении местных племен не упоминают среди них кабардинцев или кашков. Археологические материалы из кабардинских курганов убедительно доказывают, что переселение кабардинцев на территорию Центрального Предкавказья началось в конце XIV- начале XV в.

Картографирование археологических памятников кабардинского народа ХIV-ХVII вв. (имеются в виду кабардинские курганы) достаточно четко определяют границы расселения кабардинцев; самые южные границы проходят по зоне предгорий, примерно по линии современных селений Заюково, Шалушка, Псыгансу, Лескен и др.

«Археологические и эпиграфические памятники предков балкарцев, - пишет автор, - алан и болгар - густой сетью покрывают всю территорию Северного Кавказа от верховий Кубани и Терека»34.

Приводя краткий обзор истории народов Северного Кавказа ХIII-ХVIII вв., И. М. Мизиев особо подчеркивает, что в этот период в истории кабардинцев и балкарцев прослеживаются процессы становления их самостоятельной экономики и традиционной культуры, развития общественной, социальной структуры, установления политических, торгово-экономических и культурных взаимоотношений с Россией и соседними кавказскими народами, складываются кровно-родственные, межэтнические связи балкарцев и кабардинцев.

Характеризуя социально-экономическое развитие Кабарды и Балкарии в ХIII-ХVIII вв., И. М. Мизиев указывает, что основными занятиями кабардинцев и балкарцев являлись скотоводство и земледелие; помимо этого, они занимались также охотой, бортничеством, садоводством, рыболовством, различными ремеслами и промыслами.

Археологические, материальные и письменные источники свидетельствуют о том, что основным земледельческим районом являлась предгорно-плоскостная зона, т.е. земли, которые населяли кабардинцы, однако, посильной обработкой земли и горным земледелием занимались и балкарцы.

Основным видом хозяйственной деятельности кабардинцев и балкарцев являлось скотоводство, которое было отгонным. Большая роль скотоводства в жизни кабардинцев и балкарцев отражена в эпических сказаниях, детских играх, народном календаре, ритуальных танцах и т.д.

И. М. Мизиев подчеркивает, что только на базе данных археологии и этнографии, которые подкрепляются сведениями письменных источников, можно судить об уровне культуры кабардинцев и балкарцев в ХIII-ХVIII вв. Он вкратце характеризует основные элементы культуры жизнеобеспечения (поселения, жилища, одежда, пища, утварь) кабардинцев и балкарцев.

Описывая гуманитарную культуру кабардинцев и балкарцев (религиозные воззрения, рациональные знания, духовная культура), автор особо отмечает, что в исследуемый период значительное развитие получили практические отрасли знания (фармакологая, народная медицина, ветеринария и т.д.), дальнейшее развитие получает героический нартский эпос. Большое место в духовной культуре кабардинцев и балкарцев занимали обрядовые игры, связанные с различного рода хозяйственными работами, начинается выделение профессионального умственного труда; к концу XVII - началу XVIII в. можно говорить о проникновении ислама в Кабарду и Балкарию (среди археологического материала об этом свидетельствуют исчезновение к этому времени курганного обряда погребения у кабардинцев и появление мусульманских архитектурных форм в виде многогранных усыпальниц у балкарцев).

В 1996 г. увидело свет последнее прижизненное издание И. М. Мизиева «История Балкарии и Карачая с древнейших времен до походов Тимура»35, которое подвело достойный итог многолетнего подвижни-ческого труда талантливого ученого.

«Самобытными горскими народами Кавказа, - пишет автор, - являются балкарцы и карачаевцы, этногенетическая и этнокультурная история которых, к сожалению, до сих пор изучена и освещена недос-таточно.

Лежащая перед Вами книга, уважаемый читатель, есть посильная попытка автора этих строк обобщить свои многолетние изыскания в разрешении этого вопроса и внести свою скромную лепту, никак не претендуя на окончательность предлагаемых выводов»36.

Бесспорно, основные сюжеты исследования (древнейшие предки балкарцев и карачаевцев; расселение наследников древнеямной культуры; курганная культура и индоевропейцы; древнейший этап этнической истории балкарцев и карачаевцев; шумеро-балкарские лексические схождения в свете этногенеза балкарцев; скифо-сарматское наследие в истории и культуре тюркских народов; гунно-балкарские племена - предки балкарцев и карачаевцев; асы и аланы - предки тюркских народов) известны читателю и специалистам по предыдущим работам И. М. Мизиева. Автор остается верен своим ранее высказанным принципиальным позициям по ряду важнейших аспектов проблемы этногенеза балкарцев и карачаевцев.

Весьма интересны и достаточно аргументированы предложенные автором варианты тюркского толкования термина «Кавказ» (по мнению И. М. Мизиева, «Кавказ» может означать понятие «Ворота кочевников»37).

Контакты

...

Наши друзья

assia big

kuliev

mechiev

elbrusoid

otarov

balkteatr big

 

temukuev