Историография работ - Девятая страница
- Историография работ
- Вторая страница
- Третья страница
- Четвертая страница
- Пятая страница
- Шестая страница
- Примечания
- Зрелость мастера
- Вторая страница
- Третья страница
- Четвертая страница
- Пятая страница
- Шестая страница
- Седьмая страница
- Восьмая страница
- Девятая страница
- Десятая страница
- Примечания
- Следы на Эльбрусе
- Вторая страница
- Примечания
- Все страницы
Страница 16 из 21
Раннесредневековые источники, описывая монгольское нашествие 1222 г. на Центральный Кавказ и походы Тимура в 1395-1396 гг., при перечислении местных племен не упоминают среди них кабардинцев или кашков. Археологические материалы из кабардинских курганов убедительно доказывают, что переселение кабардинцев на территорию Центрального Предкавказья началось в конце XIV- начале XV в.
Картографирование археологических памятников кабардинского народа ХIV-ХVII вв. (имеются в виду кабардинские курганы) достаточно четко определяют границы расселения кабардинцев; самые южные границы проходят по зоне предгорий, примерно по линии современных селений Заюково, Шалушка, Псыгансу, Лескен и др.
«Археологические и эпиграфические памятники предков балкарцев, - пишет автор, - алан и болгар - густой сетью покрывают всю территорию Северного Кавказа от верховий Кубани и Терека»34.
Приводя краткий обзор истории народов Северного Кавказа ХIII-ХVIII вв., И. М. Мизиев особо подчеркивает, что в этот период в истории кабардинцев и балкарцев прослеживаются процессы становления их самостоятельной экономики и традиционной культуры, развития общественной, социальной структуры, установления политических, торгово-экономических и культурных взаимоотношений с Россией и соседними кавказскими народами, складываются кровно-родственные, межэтнические связи балкарцев и кабардинцев.
Характеризуя социально-экономическое развитие Кабарды и Балкарии в ХIII-ХVIII вв., И. М. Мизиев указывает, что основными занятиями кабардинцев и балкарцев являлись скотоводство и земледелие; помимо этого, они занимались также охотой, бортничеством, садоводством, рыболовством, различными ремеслами и промыслами.
Археологические, материальные и письменные источники свидетельствуют о том, что основным земледельческим районом являлась предгорно-плоскостная зона, т.е. земли, которые населяли кабардинцы, однако, посильной обработкой земли и горным земледелием занимались и балкарцы.
Основным видом хозяйственной деятельности кабардинцев и балкарцев являлось скотоводство, которое было отгонным. Большая роль скотоводства в жизни кабардинцев и балкарцев отражена в эпических сказаниях, детских играх, народном календаре, ритуальных танцах и т.д.
И. М. Мизиев подчеркивает, что только на базе данных археологии и этнографии, которые подкрепляются сведениями письменных источников, можно судить об уровне культуры кабардинцев и балкарцев в ХIII-ХVIII вв. Он вкратце характеризует основные элементы культуры жизнеобеспечения (поселения, жилища, одежда, пища, утварь) кабардинцев и балкарцев.
Описывая гуманитарную культуру кабардинцев и балкарцев (религиозные воззрения, рациональные знания, духовная культура), автор особо отмечает, что в исследуемый период значительное развитие получили практические отрасли знания (фармакологая, народная медицина, ветеринария и т.д.), дальнейшее развитие получает героический нартский эпос. Большое место в духовной культуре кабардинцев и балкарцев занимали обрядовые игры, связанные с различного рода хозяйственными работами, начинается выделение профессионального умственного труда; к концу XVII - началу XVIII в. можно говорить о проникновении ислама в Кабарду и Балкарию (среди археологического материала об этом свидетельствуют исчезновение к этому времени курганного обряда погребения у кабардинцев и появление мусульманских архитектурных форм в виде многогранных усыпальниц у балкарцев).
В 1996 г. увидело свет последнее прижизненное издание И. М. Мизиева «История Балкарии и Карачая с древнейших времен до походов Тимура»35, которое подвело достойный итог многолетнего подвижни-ческого труда талантливого ученого.
«Самобытными горскими народами Кавказа, - пишет автор, - являются балкарцы и карачаевцы, этногенетическая и этнокультурная история которых, к сожалению, до сих пор изучена и освещена недос-таточно.
Лежащая перед Вами книга, уважаемый читатель, есть посильная попытка автора этих строк обобщить свои многолетние изыскания в разрешении этого вопроса и внести свою скромную лепту, никак не претендуя на окончательность предлагаемых выводов»36.
Бесспорно, основные сюжеты исследования (древнейшие предки балкарцев и карачаевцев; расселение наследников древнеямной культуры; курганная культура и индоевропейцы; древнейший этап этнической истории балкарцев и карачаевцев; шумеро-балкарские лексические схождения в свете этногенеза балкарцев; скифо-сарматское наследие в истории и культуре тюркских народов; гунно-балкарские племена - предки балкарцев и карачаевцев; асы и аланы - предки тюркских народов) известны читателю и специалистам по предыдущим работам И. М. Мизиева. Автор остается верен своим ранее высказанным принципиальным позициям по ряду важнейших аспектов проблемы этногенеза балкарцев и карачаевцев.
Весьма интересны и достаточно аргументированы предложенные автором варианты тюркского толкования термина «Кавказ» (по мнению И. М. Мизиева, «Кавказ» может означать понятие «Ворота кочевников»37).