Печать

Историография работ - Десятая страница



По И. М. Мизиеву, процесс этнической интеграции различных племен в тюркские народы начался еще в эпоху энеолита, в период распространения в евразийских степях курганной (ямной) археологической культуры на рубеже IV-III тыс. до н.э. Анализируя пути распространения древнейших пратюрков через Предкавказье на юг, автор приходит к следующим весьма важным и ценным выводам, квинтэссенция которых может быть выражена в следующих положениях:

1. Древнейшие кочевники появляются во второй половине IV тыс. до н.э. на территории расселения земледельческих культур Северо- Западного и Северо-Восточного Кавказа, и вполне возможно, что в пограничной зоне аборигенных абхазо-адыгских и нахско-дагестанских языков на Центральном Предкавказье появляются тюркские и иранские племена - древнейшие предки нынешних балкарцев, карачаевцев и осетин.

2. Археологические материалы подтверждают, что памятники древнеямной культуры движутся в Западную Европу вместе с курганами из междуречья Волги и Урала.

3. Потомки двух генетически родственных древнеямной и афанасьевской культур - срубники и андроновцы составляли такую же близкородственную и этнокультурную общность, как и их предшественники. В процессе своего развития срубная культура вклинивалась: на севере в культуру финно-угорских племен; на востоке - в культуру монголоидных племен; на юге - в среду исконно земле¬дельческих племен юга Туркмении, Иранского нагорья и Афганистана; на западе - в культуру земледельцев восточных окраин три- польской культуры; на юго-западе - в разноэтническую среду кавказских племен и отсюда проникают на Южный Кавказ и далее в Восточную Анатолию и Переднюю Азию.

4. Продвижение индоариев было не с севера на юг, а с запада на восток - из Иранского нагорья через Афганистан; на севере могли проникать лишь отдельные группы на юг Туркмении, но они никогда не заходили севернее Южного Приаралья.

5. Древнейшая история прототюркских, или протоалтайских, племен начинается с появлением курганной культуры со всем комплексом ее специфики. На Северном Кавказе древнейшие тюрко-иранские смешения и синкретизм их культур уходит в глубь истории смешения древнеямной- катакомбо-срубной культур.

6. Бесспорен археологический симбиоз кавказцев и степняков, горцев и кочевников, участвовавших в формировании кавкасионского типа.

7. Скифо-сарматскую эпоху можно рассматривать как второй и очень важный этап формирования этногенетической основы тюркских народов, в том числе балкаро-карачаевского народа (это подтверждается уникальными скифо-балкаро-карачаевскими и скифо-общетюркскими этнокультурными параллелями).

В сложном процессе этногенеза многих тюркских народов, особенно балкарцев и карачаевцев, древние кавказские болгары являлись одним из существенных компонентов.

9. Алано-асские племена были тюркоязычными и являлись генетическими предками многих тюркских народов и в большей степени - балкаро-карачаевцев (что подтверждается сведениями античных, арабских и других авторов I-ХIV вв., данными языка и этнотопонимики, а также таким немаловажным фактором этнического самосознания, каким является этническая память народов).

Контакты

...

Наши друзья

assia big

kuliev

mechiev

elbrusoid

otarov

balkteatr big

 

temukuev