Печать

Историография работ - Третья страница



Подобные памятники широко распространены по территории горной зоны Северного Кавказа и относятся к эпохе позднего Средневековья. Визуально они представляют собой домики и башенки различной величины, сложенные из обработанного камня на прочном известковом растворе, круглоплановые, многогранные и прямоугольные. Функциональное назначение у всех было одно - захоронение членов знатных феодальных семей и отдельных князей.

И. М. Мизиев предлагает типологизировать склепы-мавзолеи Балкарии и Карачая по форме основания и перекрытия и выделяет три группы:
1) круглые в основании с куполообразным перекрытием;
2) прямоугольные в основании с двускатной крышей;
3) многогранные в основании с пирамидальной крышей [20].

Первая группа включает в себя два склепа. Один у сел. Ташлы-Тала, другой у сел. Мухол. Но, несмотря на то, что автор объединил их в одну группу, основываясь на отличительных чертах, он в то же время разделяет их на два типа.

Вторая группа является более многочисленной, в нее входят 10 памятников. Три склепа у сел. Карт-Джурт в Карачае, 1- в древнем ауле Шканты, 1 - на могильнике Курнаят, 1 - у замка Джабоевых, склеп Камгута - в нескольких километрах выше г. Тырныауза, 3 - у сел. Верхний Чегем. В основании эти склепы прямоугольные с высокими двускатными крышами, сооружены из хорошо обработанных камней, на известковом растворе и покрыты с обеих сторон прочной штукатуркой. Их исследователь разделил на два типа.

К первому типу отнесен склеп в сел. Шканты и склеп Камгута. К моменту исследования склепа в сел. Шканты могила была разрушена, в связи с чем сказать что-либо об обряде, связанном с ней, не представилось автору возможным. Склеп Камгута заключает в себе больше информации, несмотря на полуразрушенное состояние. Однако во время путешествия братьев Нарышкиных склеп был еще цел. Он принадлежал князю Камгуту Крымшаухалову. На одной из стен было изображение оленя, а у входа отпечатки рук, что является особенностью усыпальницы.

Специфической особенностью этих склепов, позволивших объединить их, является наличие оград и специальные дворы перед склепами [21].

Второй тип включил себя 6 склепов - три склепа у сел. В. Чегем, два - у сел. Карт-Джурт и один на могильнике Карнаят.

Верхнечегемские склепы содержали от одной до трех могил. До наших дней сохранилась одна, которую в 1959 г. Исследовала Е. П. Алексеева. Она хронологически возвела ее к погребениям IХ-ХII вв. [22]

Курнаятский склеп также возведен над могилой, которая была варварски ограблена. Автор относит этот могильник к ХIV-ХV вв. Интересное замечание по поводу данного склепа-мавзолея сделал А.А. Миллер, восприняв его за христианскую часовню [23].

Карт-джуртские склепы, по мнению И. М. Мизиева, аналогичны верхнечегемским. Давая их характеристику, он обращает внимание на то, что склепы окружены могилами ХVIII в., а древнее кладбище используется для захоронений и в наши дни [24].

Один из склепов Карт-Джурта автор выделил в отдельный третий тип, т. к. он был двухъярусным.
Четвертый тип также представлен одним склепом. Это склеп- мавзолей у замка Джабоевых в Хуламо-Безенгийском ущелье. Основанием выделения в отдельный тип является его промежуточное положение между круглыми и прямоугольными по форме склепами.

Третью группу склепов представляют шесть памятников: 4 у сел. В.Чегем, 1 - у сел. Булунгу и 1 - в заброшенном ауле Коспарты. Их отличительной чертой является многогранность в плане, крыша, представляющая многогранную пирамиду и завершенная большим замковым камнем-шишаком.

И. М. Мизиев разделил эту группу на два типа. К первому отнесены шестигранные пирамиды: склеп у сел. Булунгу, именуемый «Къач-Кешене», и склеп у сел. Коспарты. Сюда же автор отнес и несохранившийся, но описанный В.Тепцовым склеп в сел. Былым.

Ко второму типу отнесены восьмигранные склепы. Их отличает строгость архитектурных линий и соотношение размеров. В данную группу вошли 4 склепа у сел. В. Чегем. По описаниям, сделанным А.Ф. Миллером, эту группу могут дополнить два разоренных склепа Алимурзы и Сосрана Абаевых в ауле Шканты.

Заслуживает внимания одно из замечаний, сделанных И. М. Мизиевым относительно Верхнечегемских мавзолеев. Дело в том, что захоронения в этих могильниках признаны мусульманскими [25], в то время, как окружающие склепы могилы не придерживаются мусульманской ориентировки и расположены по кругу. И. М. Мизиев предположил, что на момент создания склепов социальная верхушка, для которой сооружались мавзолеи, была исламизирована, в то время как общество в целом еще не приняло мусульманство [26]. 

Рассматривая вопрос датировки склепов, автор призывает ориентироваться не только на сам памятник, но и на окружающие захоронения. Примыкающие вплотную к мавзолеям могилы дают более полную и верную картину. В вопросе о времени возникновения многогранных наземных склеповых сооружений в Балкарии и Карачае И. М. Мизиев солидарен с мнением Л. П. Семенова и А. А. Иессена, датировавшие их появление ХIV-ХV вв. Их аргументированное мнение он дополняет материалами собственных археологических изысканий. Сложнее обстоит дело с датировкой прямоугольных склепов. Его вывод звучит следующим образом: «Наиболее древние круглоплановые склепы появляются не позднее ХV в. - ранний тип представлен склепом у сел. Ташлы-Тала. А существуют они вплоть до ХVII-ХVIII вв. (склеп в сел. Мухол). Наиболее ранними прямоугольными склепами являются Курнаятский ХIV-ХV вв. и склеп у замка Джабоевых, появившийся не позднее ХVI в. Из граненых склепов ранним является склеп у сел. Булунгу... Расцвет склеповой культуры представлен более поздними двухскатными ограненными, тщательно сооруженными склепами... Эти склепы относятся к ХVII-ХVIII вв. Суммарно все склепы можно разделить на две хронологические группы - первая группа объединяет склепы ХV-ХVI вв. (Ташлы-Тала, у замка Джабоевых, Курнаят). Вторая объединяет склепы ХVI-ХVIII вв. (все остальные)» [27].

В этой главе автор также представляет сопоставительный анализ склеповых сооружений Балкарии и Карачая с подобными сооружениями в других районах Северного Кавказа, где они бытовали в рассматриваемую эпоху. Особое внимание уделено схожести карачаево-балкарской и дигорской склеповой культуры.

Появление наземных склеповых сооружений И. М. Мизиев связывает с социальным расслоением общества и считает их его материальным отражением. Реализация культа мертвых рассматривается и представляется им как продукт социально-экономических условий. Он менялся вместе с изменениями, происходящими в обществе, «с разложением родовых устоев и возникновением феодальных отношений, - пишет он,- возникали наземные склепы»28. Подтверждением этому служит то, что каждый из склепов приписывается отдельным княжеским семьям или главе феодальной фамилии; наземные склепы-мавзолеи располагаются на синхронных кладбищах ХIV-ХVIII вв., где основная часть могил - либо каменные ящики, либо полуподземные склепы, одновременные с мавзолеями; карачаево-балкарские наземные склепы содержали максимально три захоронения.

Таким образом, по мнению, И. М. Мизиева, в отличие от других районов Северного Кавказа, наземные склепы появились в Балкарии и Карачае не в силу религиозного культа или малоземелья, а «в силу становления феодального строя в этих областях».

Материалы, представленные автором в данной монографии, существенно обогатили представления о средневековой истории и культуре балкарцев и карачаевцев.

Контакты

...

Наши друзья

assia big

kuliev

mechiev

elbrusoid

otarov

balkteatr big

 

temukuev