Печать

Историография работ - Пятая страница



Эта небольшая по объему (около 3 п.л.) работа И. М. Мизиева сравнима с увлекательным путешествием, рождающим удивительные картины старины и зовущим к исследованию и изучению ее истоков. «Пройдет один, потом другой, третий... И - тропинка. Тропинка - мать дороги. Пусть ваши тропы, как верные нити, лягут вдоль вашей широкой магистрали в будущее» [39].

Продолжением исследований Исмаила Муссаевича Мизиева стала научная монография «Балкарцы и карачаевцы в памятниках истории», увидевшая свет в 1981 г. Это была первая из крупных работ И. М. Мизиева, изданная после автокатастрофы, приковавшей его на долгие годы к инвалидной коляске.

Во вводной части автор дает характеристику балкарцев и карачаевцев, состояния изученности темы, определяет цель своего исследования.

Первая глава книги называется «Поселения». В ней дается подробная характеристика средневековых карачаево-балкарских поселений. Их общую массу И. М. Мизиев разделил на две группы. В первую вошли поселения типа Верхне-Чегемского, Верхне- и Нижне-Архызских городищ ХIII-ХIV вв.; во вторую объединены городища типа Эль-Журт ХV-ХVIII вв. и этнографически известные поселения типа Кюннюм, Коспарты, Шканты, Шики, Эль-Тюбю, Булунгу (в Балкарии) и Хурзук, Карт-Журт, Учкулан (в Карачае) [40]. Особенно подробно И. М. Мизиев остановился на описании Верхне-Чегемского, Верхне- и Нижне-Архызского городищ и городища Эль-Журт.

Отдельная глава посвящена характеристике могильников. В средневековую эпоху балкарцы и карачаевцы использовали для захоронения обычные грунтовые ямы, каменные ящики, подземные и полуподземные и надземные склепы. Грунтовые могильники представлены в книге характеристикой могильника Байрым, расположенного близ современного сел. В. Чегем, могильника у Верхне-Чегемского городища, открытого и исследованного в 1960 г.; могильника у сел. Карт-Журт, восемь погребений которого были обследованы Е. П. Алексеевой в 1958 г.

Каменные ящики как один из видов захоронений, имеющих местную кавказскую традицию и бытовавший до позднего Средневековья, описаны И. М. Мизиевым на примере могильника на городище Нижний Архыз, могильника между Мухолом и Коспарты, могильника на горе Курнаят, могильника у сел. Ташлы-Тала.

Анализ перечисленных памятников позволил автору сделать вывод о том, что позднесредневековые могильники Балкарии и Карачая имеют много общего, идентичного как по обряду погребения, так и по инвентарю. «Они представляют собой, - пишет он, - материальное отражение существовавшей в ту эпоху взаимосвязанной культурно-исторической общности» [41]. Носителями этой общности были предки балкарцев и карачаевцев.

Первую главу заключает параграф, посвященный анализу средневековых полуподземных склепов. Они представляют собой коллективные усыпальницы, основная часть камеры которых расположена под землей. Над поверхностью обычно находились входные отверстия и крыша. Подобные склепы преимущественно располагались на склонах гор, но иногда встречаются и в долинах. Подобные захоронения бытовали в Баксанском, Малкинском и Черекском ущельях. Склеповые могильники в районе В. Балкарии известны под названием «город мертвых». Его площадь составляет 10 га. Историческая ценность этих памятников неоспорима, однако серьезный ущерб для науки был нанесен кладоискательством, что отмечали дореволюционные исследователи.

При кажущемся однообразии отдельные детали склепов позволили И. М. Мизиеву типологизировать их.

Первый тип объединил склепы неправильной овальной формы с вертикальными стенами, сооруженные из массивных необработанных камней, соединенных умелой подгонкой. Входные отверстия расположены в восточных или юго-восточных сторонах склепа на высоте 0,6-0,85 м от уровня пола. Перекрытия представляют собой массивные плиты. Их длина от 2,5 до 5 м, ширина от 2 до 3,5 м, высота от 1,2 до 1,5 м.
Второй тип включает склепы овальной или вытянутой формы. Стены склепа скошены вовнутрь. Для соединения строительных камней здесь использован известковый раствор. Входные отверстия оставлены в западных и юго-западных стенах. Длина составляет от 3 до 3,9 м, ширина - от 1,5 до 2,26 м внизу и от 0,7 до 1 м вверху, высота от 1,3 до 1,8 м.

Третий тип представлен склепами правильной четырехугольной формы. Их длина от 3 до 3,5 м, ширина от 1,6 до 1,9 м, высота от 1,4 до 1,9 м. Входные отверстия располагаются на длинных стенах.

Четвертый тип объединил склепы, в которых под одной общей каменной кладкой и небольшой земляной насыпью обнаружены 2- 3 камеры, разделенные глухими перегородками. Каждая из камер имеет собственный вход.

И наконец, последний тип включает полуподземные склепы, сооруженные под естественными навесами скал [42].

Все разновидности позднесредневековых полуподземных склепов Балкарии являются родовыми и семейными погребальными сооружениями.

В эпоху раннего Средневековья в изучаемом районе аналогичные склепы также имели место. И этот факт натолкнул автора на поиски следов преемственной связи в склеповой культуре раннего и позднего Средневековья.

Этническая принадлежность рассмотренных склеповых могильников балкарцам и карачаевцам не вызывает сомнения у автора. Он объясняет это тем, что, во-первых, могильники относятся именно к тому времени, когда на территории их распространения в XIV- XV вв. достоверно обитали предки современных балкарцев, известных под названием «басиане»; во-вторых, эти могильники утилизируются балкарцами на протяжении многих поколений.

И. М. Мизиев приводит также сравнительно-сопоставительный анализ склепов Балкарии с синхронными склепами Чечни, Ингушетии и Северной Осетии. Наряду с общими чертами, позволяющими объединить их в одну большую группу археологических памятников горной полосы Северного Кавказа, отмечены этнографические особенности и отличительные черты карачаево-балкарских склепов.

Третья глава монографии «Об одежде балкарцев и карачаевцев» построена на археологическом материале ХIII-ХVIII вв., а также на анализе этнографической литературы и полевого материала XIX- XX вв.
Элементы мужской одежды в XIX в. состояли из:

- головного убора (чырпа бёрк - круглая высокая меховая шапка; керпе-бёрк - шапка из мерлушки; къалпакъ - широкополая войлочная шляпа; шляпы с конусообразным верхом);
- белье состояло из рубахи со стоячим воротом (ич келек);
- верхняя рубаха - тыш келек - с плетеными самодельными пуговицами;
- повседневная одежда - общекавказский бешмет, къаитал;
- парадно-выходной чебкен, изготовленный из домотканого черного или серого сукна, для сословной верхушки - из белого;
- верхние и нижние штаны (ич кёнчек и тыш кёнчек) из грубых домотканых сукон;
- несколько видов узких кожаных поясов с различными украшениями. Весь поясной набор назывался «мет»; к поясу прикреплялись коробочка-сальница, сумочка для пуль, кинжалы и другое оружие;
- жилет (габара), надеваемый под бешмет, изготовленный из хорошо обработанной кожи, сафьяна или ткани с подкладкой;
- шубы разных видов (тон) и бурки (жамычи);
- безрукавные накидки - гебенек;
- обувь (чабыры), изготовляемая из сыромятной телячьей кожи с цельной или ременной плетеной подошвой, нескольких видов;
- парадно-выходная обувь - чарыки - остроносые сафьяновые тапочки. В чабыры и чарыки вправлялись ноговицы из грубого домотканого сукна.

Контакты

...

Наши друзья

assia big

kuliev

mechiev

elbrusoid

otarov

balkteatr big

 

temukuev