Печать

Историография работ - Третья страница



И. М. Мизиев дает обстоятельный научный анализ этих уникальных археологических памятников. По его мнению, данные, «полученные в нальчикских памятниках, наглядно свидетельствуют о тесных связях Северного Кавказа в IV тыс. до н.э. с культурами Передней Азии, южного Кавказа и степного юга европейской части нашей страны» [16].

В конце IV - начале III тыс. до н.э. на огромной территории от Эмбы на востоке до Днестра на западе складывается древнеямная (курганная) культура. И. М. Мизиев особо подчеркивает, что огромная степная полоса, занятая этой культурно-исторической областью, непосредственно соприкасалась с тремя раннеземледельческими центрами - Европой, Передней и Средней Азией; степные пространства, ранее разделявшие древнее общество, превратились теперь в объединяющий фактор, что способствовало значительным перемещениям больших групп скотоводов, облегчало процесс интеграции и ассимиляции древних племен, давало возможность для быстрого распространения экономических и культурных достижений как самих скотоводческих племен, так и населения других областей, вступавшего в этноконтакты с древними кочевыми племенами.

По мнению И. М. Мизиева, на такой огромной территории древнеямная культура «не могла оставаться единообразной и видоизменялась в соответствии с миграцией или диффузией из древнейшего очага зарождения (Волго-Уральского междуречья), обогащаясь новейшими достижениями культуры и экономики иных племенных групп... В силу этих причин древнеямная (или курганная) культура в период своего наивысшего расцвета распадалась на девять локальных вариантов, имеющих свои общие и специфические особенности. Исследования показали, что это были: Волжско-Уральский (наиболее древний), Предкавказский, Донской, Северско-Донецкий, Приазовский, Крымский, Нижнеднепровский, Северо-западный и Юго-западный варианты, которые, имея свои отдельные отличительные черты, объединялись единством погребального обряда и общностью керамики» [17].

По И. М. Мизиеву, о достаточно раннем соприкосновении древнеямных кочевых племен с Кавказом свидетельствуют следующие факты:

1) находки весьма архаичных, не свойственных неолитической и энеолитической керамике Северного Кавказа яйцевидных, шаровидных круглодонных сосудов древнеямного типа в курганах;

2) погребения их Нальчикского могильника с явным древнеямным погребальным обрядом и круглодонной чашечкой;

3) ряд курганов, раскопанных на территории Кабардино-Балкарии, в которых майкопское захоронение совершено на вершине кургана.

Наиболее частые этнокультурные контакты степняков-кочевников с кавказцами происходят в период наивысшего развития майкопской культуры (ХХV-ХХIII вв. до н.э.). Проведя сравнительный анализ погребального обряда ранних майкопцев и древнеямцев, Мизиев подчеркивает, что общими чертами, характерными для обеих культур, являются:

- просторные грунтовые ямы с округлыми углами, стены укреплены деревянными плахами, дно устлано камышом, корой дерева, органической подстилкой (рогожей, циновкой, войлоком);
- сверху яма перекрывалась накатом из деревянных бревен, затем насыпался земляной курган;
- усопший покоился в скорченном положении на боку либо на спине с подогнутыми ногами, ориентирован головой преимущественно на восток, северо-восток;
кости погребенного и дно могилы обильно обсыпались красной охрой.

При этом следует отметить, что погребальный инвентарь майкопских захоронений значительно более богатый, чем у древнеямников.

В результате раскопок, проведенных в 1972-1976 гг. в Кабардино- Балкарии (И. М. Мизиев, И. М. Чеченов, Р. Ж. Бетрозов, В. М. Батчаев) в различных погребениях выявлено достаточное количество отдельных проявлений степной древнеямной культуры, иногда и в виде некоторых элементов погребального обряда, иногда в виде специфических предметов степного происхождения.

Рассуждая о явно майкопском симбиозе и кавказско-степном синкретизме культуры периода ранней бронзы, автор особо подчеркивает, что майкопская культура «не имеет местнокавказских истоков ни в погребальном обряде, прямо восходящем к древнеямной культуре, ни в материальной культуре, преимущественно связанной с цивилизациями Южного Кавказа, а через них с Передней Азией, особенно с месопотамскими городами» [18].

Справедливо отмечая, что курганному обряду и культуре нет истоков ни на Южном Кавказе, ни в Передней Азии, ни в европейском Причерноморье, ни в Центральной Азии или Иранском нагорье, И. М. Мизиев констатирует, что этот феномен не только не изучен, но, по существу, даже не поставлен в науке в широком историко-культурном и этногеографическом плане.

Собранный богатейший фактологический материал по проблеме этнических миграций древних кочевников И. М. Мизиев систематизировал и сгруппировал по следующим аспектам:

1. Археологический аспект:
- об этнических перемещениях на основании археологического материала можно говорить лишь при неразрывном сочетании триединого комплекса: погребального обряда, типического, археологического инвентаря, характерных культовых, ритуальных предметов;
- возникновение кочевого скотоводства обусловило появление над могилой курганной насыпи;
- на крайнем востоке евразийских степей происходит процесс синкретизма и интеграции древних культур курганников-европеоидов и неолитических племен Забайкалья и Саяно-Алтайского нагорья, имевших в своем облике монголоидные черты;
апробированной в науке является концепция о том, что демаркационная линия между северными и южными представителями европеоидных типов на территории Средней Азии в эпоху неолита и доземледельческого хозяйства проходила намного южнее, чем в эпоху энеолита и бронзы, когда эта линия продвинулась на юг Туркмении;
- открытие сумбарской культуры (IV-II тыс. до н.э.) доказывает принадлежность катакомб ираноязычным племенам;
- продвижение средневековых катакомб на Северный Кавказ с востока, из-за Каспия, археологически не документируется;
- древние и средневековые катакомбы принадлежали индоиранским племенам, но весьма сомнительно, назывались ли они аланами;
- на Средней Волге носители курганной культуры вступают в этноконтакты с угро-финнами, на западе - в Приднепровье с поздними трипольцами; с Северного Кавказа проникают на южный Кавказ и далее в Переднюю Азию и Восточную Анатолию;
- на базе симбиоза и синкретизма культуры северокавказских автохтонных племен и степняков-древнеямников сложилась знаменитая майкопская культура;
- территориально локальные варианты древнеямной культуры практически полностью совпадают с территорией салтово-маяцкой культуры Хазарского каганата и половецкой культуры Восточно- Европейских степей.

2. Палеоэтнографический аспект - одним из важнейших методов этноархеологии является ретроспективный метод, позволяющий определить этносоциальную организация той или иной культуры; этнокультурный комплекс скифских племен (уклад ведения кочевого хозяйства, покрытые войлоком шатры и повозки, юрты, доение кобылиц, изготовление и употребление кумыса, конины, почитание коня, погребальные срубы, деревянные колоды - саркофаги, захоронения лошадей, курганная насыпь, специфические обряды, обычаи, навыки и т.д.) не характерен для представителей катакомбной культуры.

3. Историко-лингвистический аспект:
- курганная насыпь, характерная для степной этнокультуры уже с конца IV тыс. до н.э., впоследствии становится составной частью многих инокультурных общностей, однако только в тюркском языке слово «курган» имеет смысл и четкую этимологию;
- по мнению тюркологов, отчетливо наблюдаются глубокие исторические корни теснейшего контакта тюркских языков с языками древнего мира (на востоке - это контакты, прослеживаемые в тюркизмах санскрита, полиазиатских, тунгусо-маньчжурских с картвельскими, абхазо-адыгскими, нахско-дагестанскими языками; в Европе - с праславянскими языками; на севере - с угро-финнами и т.д.);
- весьма сомнительным является тот факт, что тексты Авесты были записаны в ираноязычном «вакууме»; именно к этому аргументу прибегают специалисты, доказывая ираноязычность скифов (как известно, имеются два списка Авесты - 1274 г. и 1324 г., т.е. канонизированных в период повсеместного распространения тюрко-монгольских кочевников в евразийских степях и Передней Азии);
- древнейшие пратюркские или праалтайские племена индоевропейского антропологического типа по мере продвижения на восток, в глубь Азии приобретали монголоидные черты;
- древнейшая история прототюркских или протоалтайских племен начинается с появлением курганной культуры со всем комплексом ее специфики.

Контакты

...

Наши друзья

assia big

kuliev

mechiev

elbrusoid

otarov

balkteatr big

 

temukuev